Загрузка. Пожалуйста, подождите...

    Станислав Лем «Солярис»


    lem.jpg (77.93 Kb)

    В романе рассказ ведется от лица доктора Криса Кельвина, который прибывает на Солярис, чтобы помочь другим ученым на орбитальной станции исследовать загадочный Океан. Там, на расстоянии многих световых лет от Земли, Кельвин встречает свою боль и страх в виде физического облика давно умершей возлюбленной. Как выясняется, каждый из членов экспедиции имеет собственные материализованные видения из прошлого. И, кажется, это интриги единого жителя планеты Солярис - мыслящего Океана.

    Так называемый «гость» появляется после пробуждения от сна человека, из воспоминаний которой он создан.

    Каждый из соляристов воспринимает гостей по-своему: наставник Кельвина, доктор Ґибарян, не справившись с психологическим давлением, совершает самоубийство еще до прибытия собственного ученика на станцию; кибернетик Снаут находится в состоянии перманентного страха, время от времени залечивая это порциями иронии; физик Сарториус замыкается в лаборатории с навязчивой идеей изобрести оружие для уничтожения гостей. И только Крис Кельвин, хоть и не с первого раза, но пытается адаптироваться к жизни с гостем. Вероятно, потому, что гость Кельвина - не какая-то уродина, а точная копия его жены Гэри, которая покончила с собой около десяти лет назад.

    Копия Гэри, находясь долгое время рядом с человеком, становится сама более человечной и начинает по-настоящему страдать от осознанного ощущения собственной чуждости. Кельвин, в течение многих лет обвиняя себя в смерти жены и в последнее время немного успокоившись, теперь снова чувствует свою причастность к ее смерти. Он уверен, что нарушил нравственный закон, который, кроме постоянных упреков совести, должен получить наказание - суррогат любви из прошлого.

    Очередные необъяснимые появления Гэри - это реализация идеи невозможности познания другой стороны бытия.

    Станислав Лем разрушает миф о миссии человека, констатируя устами одного из персонажей: «Мы обычные, мы - трава Вселенной и гордимся этой своей обыкновенностью, тем, что она так распространена; мы считали, что в нее можно все втиснуть ... »

    Сотни экземпляров работ по соляристики, составленных в библиотеке станции, не содержат ответов на вопрос, в чем же смысл Океана. Это свидетельство несостоятельности понимание чего-то другого, что не укладывается в знакомые формулы.

    Человек - существо земное, ему не нужны неизвестные существа; человек ищет кого-то, похожего на него, присматривается к мирам, подобных Земле. Что иронично отмечает Снаут в разговоре с Кельвином: «Мы вовсе не хотим завоевывать космос, мы только стремимся расширить Землю до его границ».

    Через эгоцентрическую концепцию ума человек не может перейти на новый уровень познания, он ограничен собственным опытом, погруженная в него и не способна трансформировать мышление для познания другой своей сущности. Идея древнегреческих мудрецов о самопознании ради постижения всего, что находится за пределами человека, в романе звучит парадоксально. Главный герой сравнивает себя с часами, разбирают и составляют снова, называет себя репетитором многократно повторяющихся пыток, он не уверен в своих знаниях и не имеет надежды. Соляристические исследования - это квадратура круга, все попытки обречены на поражение из-за невозможности людей заглянуть за завесу внутри себя.

    «Солярис» - один из лучших романов о контакте с внеземным разумом, о контакте, который на самом деле не нужен человеку, адаптированной к антропоцентрической модели мира.

    Океан, чем бы он ни был - то ли разумной протоплазматический массой, или «Богом - младенцем», то ли неживым геологическим образованием - это, прежде всего, испытание для человечества, результатом которого является опровержение принципа универсальности познания.

    Роман «Солярис» был экранизирован трижды. Впервые 1968 появился советский телеспектакль в двух сериях, который, наверное, является наименее известным среди зрителей. В том же СССР 1972 года вышла в свет знаменитая киноверсия «Солярис» Андрея Тарковского, по которой Станислав Лем поссорился с режиссером. Кинокартина интересна как отдельная работа, по крайней мере операторскими решениями, но по сравнению с романом она имеет совершенно иное идейное наполнение - слишком отдаленное от космоса. Не совсем удался эксперимент с переносом «Солярис» на экран и у американца Стивена Содерберга, обладателя премии Оскар за лучшую режиссуру фильма «Траффик» (2000).

    Несмотря на широкие финансовые и технические возможности Голливуда, в 2002 году он снял камерную ленту с банальной историей любви, в которой главную роль сыграл Джордж Клуни.

    Кстати, вместо доктора Сарториуса здесь появляется другой персонаж - темнокожая женщина по имени Гордон в исполнении Виолы Дэвис. Но и этот фильм Станиславу Лему не пришелся по душе.

    Александр Александрович
    Набрано баллов статьей за месяц 22
    Дней до окончания подсчета 9
    Статистика набранных баллов обновляется раз в сутки
    О системе подсчета баллов читательских симпатий


    Другие статьи этого автора
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

Станьте нашим автором! О системе баллов читательских симпатий

Новый фильм Тактарова!
Простые люди играют в опасные игры с законом. А актеры на съемках получают настоящие синяки и переломы.

Задайте вопрос
  • Научитесь любить себя
    Мой ответ: "Здравствуйте, Алина!Начнём с комплекции. Если речь идёт об излишнем весе, то борьбу с Вашим барьером можно начать с заботы о фигуре. Существует масса методик для этого. Главное в любой из них — избегать переедания и поддерживать физическую активность. Однако, стоит помнить, что дости...
    Читать ответ полностью
    Задать свой вопрос
Колонка редактора
Последние комментарии
 
Долгополов: Предлагаемая система интересна тем, что она более справедливая и хорошо "заточена" под поо...
Арнольд: Antol, я с вами абсолютно согласен. Но, хотелось бы напомнить редакции про ее обещание. Помнится, ещ...
Antol: Предлагаю обсудить возможность отмены балльной системы. Мне кажется, что более логичной будет систем...
Дежурный редактор: Уважаемые авторы, приветствуем вас всех! На сервисах ВКонтакте и Одноклассники произвели частичные и...
valerie: Какой ужас!!!! Со всех моих статей попропадали лайки и репосты Вконтакте. Вместо сотни осталось четы...
Дериземля Евгения: Здравствуйте, Уважаемая редакция. Хочу обратить ваше внимание на то, что происходит со статьями у вс...
Дежурный редактор: Уважаемая ckifanca, добрый день. В очередной раз напоминаем Вам, что для решения личных вопросов сущ...
ckifanca: Здравствуйте, главный редактор " КС", хотя здороваться здесь,как оказалось,и не с кем-свя...
ckifanca: Здравствуйте, главный редактор КС, хотелось бы, чтобы Вы или ваши сотрудники отвечали на мои вопрос...
 


Опрос

Какой стиль музыки предпочитаете?

1. Rap (3)
2. Techno (2)
3. House (2)
4. Hip-Hop (4)
5. Drum'n'Bass (D'n'B) (3)
6. Другое (88)


Голосовать

Введите Ваш email адрес:

Станислав Лем «Солярис»


lem.jpg (77.93 Kb)

В романе рассказ ведется от лица доктора Криса Кельвина, который прибывает на Солярис, чтобы помочь другим ученым на орбитальной станции исследовать загадочный Океан. Там, на расстоянии многих световых лет от Земли, Кельвин встречает свою боль и страх в виде физического облика давно умершей возлюбленной. Как выясняется, каждый из членов экспедиции имеет собственные материализованные видения из прошлого. И, кажется, это интриги единого жителя планеты Солярис - мыслящего Океана.

Так называемый «гость» появляется после пробуждения от сна человека, из воспоминаний которой он создан.

Каждый из соляристов воспринимает гостей по-своему: наставник Кельвина, доктор Ґибарян, не справившись с психологическим давлением, совершает самоубийство еще до прибытия собственного ученика на станцию; кибернетик Снаут находится в состоянии перманентного страха, время от времени залечивая это порциями иронии; физик Сарториус замыкается в лаборатории с навязчивой идеей изобрести оружие для уничтожения гостей. И только Крис Кельвин, хоть и не с первого раза, но пытается адаптироваться к жизни с гостем. Вероятно, потому, что гость Кельвина - не какая-то уродина, а точная копия его жены Гэри, которая покончила с собой около десяти лет назад.

Копия Гэри, находясь долгое время рядом с человеком, становится сама более человечной и начинает по-настоящему страдать от осознанного ощущения собственной чуждости. Кельвин, в течение многих лет обвиняя себя в смерти жены и в последнее время немного успокоившись, теперь снова чувствует свою причастность к ее смерти. Он уверен, что нарушил нравственный закон, который, кроме постоянных упреков совести, должен получить наказание - суррогат любви из прошлого.

Очередные необъяснимые появления Гэри - это реализация идеи невозможности познания другой стороны бытия.

Станислав Лем разрушает миф о миссии человека, констатируя устами одного из персонажей: «Мы обычные, мы - трава Вселенной и гордимся этой своей обыкновенностью, тем, что она так распространена; мы считали, что в нее можно все втиснуть ... »

Сотни экземпляров работ по соляристики, составленных в библиотеке станции, не содержат ответов на вопрос, в чем же смысл Океана. Это свидетельство несостоятельности понимание чего-то другого, что не укладывается в знакомые формулы.

Человек - существо земное, ему не нужны неизвестные существа; человек ищет кого-то, похожего на него, присматривается к мирам, подобных Земле. Что иронично отмечает Снаут в разговоре с Кельвином: «Мы вовсе не хотим завоевывать космос, мы только стремимся расширить Землю до его границ».

Через эгоцентрическую концепцию ума человек не может перейти на новый уровень познания, он ограничен собственным опытом, погруженная в него и не способна трансформировать мышление для познания другой своей сущности. Идея древнегреческих мудрецов о самопознании ради постижения всего, что находится за пределами человека, в романе звучит парадоксально. Главный герой сравнивает себя с часами, разбирают и составляют снова, называет себя репетитором многократно повторяющихся пыток, он не уверен в своих знаниях и не имеет надежды. Соляристические исследования - это квадратура круга, все попытки обречены на поражение из-за невозможности людей заглянуть за завесу внутри себя.

«Солярис» - один из лучших романов о контакте с внеземным разумом, о контакте, который на самом деле не нужен человеку, адаптированной к антропоцентрической модели мира.

Океан, чем бы он ни был - то ли разумной протоплазматический массой, или «Богом - младенцем», то ли неживым геологическим образованием - это, прежде всего, испытание для человечества, результатом которого является опровержение принципа универсальности познания.

Роман «Солярис» был экранизирован трижды. Впервые 1968 появился советский телеспектакль в двух сериях, который, наверное, является наименее известным среди зрителей. В том же СССР 1972 года вышла в свет знаменитая киноверсия «Солярис» Андрея Тарковского, по которой Станислав Лем поссорился с режиссером. Кинокартина интересна как отдельная работа, по крайней мере операторскими решениями, но по сравнению с романом она имеет совершенно иное идейное наполнение - слишком отдаленное от космоса. Не совсем удался эксперимент с переносом «Солярис» на экран и у американца Стивена Содерберга, обладателя премии Оскар за лучшую режиссуру фильма «Траффик» (2000).

Несмотря на широкие финансовые и технические возможности Голливуда, в 2002 году он снял камерную ленту с банальной историей любви, в которой главную роль сыграл Джордж Клуни.

Кстати, вместо доктора Сарториуса здесь появляется другой персонаж - темнокожая женщина по имени Гордон в исполнении Виолы Дэвис. Но и этот фильм Станиславу Лему не пришелся по душе.

Александр Александрович
Литература, просмотров 122
Набрано баллов статьей за месяц 22
Дней до окончания подсчета 9
Статистика набранных баллов обновляется раз в сутки
О системе подсчета баллов читательских симпатий


Другие статьи этого автора
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal