Загрузка. Пожалуйста, подождите...

    Станислав Лем «Солярис»


    lem.jpg (77.93 Kb)

    В романе рассказ ведется от лица доктора Криса Кельвина, который прибывает на Солярис, чтобы помочь другим ученым на орбитальной станции исследовать загадочный Океан. Там, на расстоянии многих световых лет от Земли, Кельвин встречает свою боль и страх в виде физического облика давно умершей возлюбленной. Как выясняется, каждый из членов экспедиции имеет собственные материализованные видения из прошлого. И, кажется, это интриги единого жителя планеты Солярис - мыслящего Океана.

    Так называемый «гость» появляется после пробуждения от сна человека, из воспоминаний которой он создан.

    Каждый из соляристов воспринимает гостей по-своему: наставник Кельвина, доктор Ґибарян, не справившись с психологическим давлением, совершает самоубийство еще до прибытия собственного ученика на станцию; кибернетик Снаут находится в состоянии перманентного страха, время от времени залечивая это порциями иронии; физик Сарториус замыкается в лаборатории с навязчивой идеей изобрести оружие для уничтожения гостей. И только Крис Кельвин, хоть и не с первого раза, но пытается адаптироваться к жизни с гостем. Вероятно, потому, что гость Кельвина - не какая-то уродина, а точная копия его жены Гэри, которая покончила с собой около десяти лет назад.

    Копия Гэри, находясь долгое время рядом с человеком, становится сама более человечной и начинает по-настоящему страдать от осознанного ощущения собственной чуждости. Кельвин, в течение многих лет обвиняя себя в смерти жены и в последнее время немного успокоившись, теперь снова чувствует свою причастность к ее смерти. Он уверен, что нарушил нравственный закон, который, кроме постоянных упреков совести, должен получить наказание - суррогат любви из прошлого.

    Очередные необъяснимые появления Гэри - это реализация идеи невозможности познания другой стороны бытия.

    Станислав Лем разрушает миф о миссии человека, констатируя устами одного из персонажей: «Мы обычные, мы - трава Вселенной и гордимся этой своей обыкновенностью, тем, что она так распространена; мы считали, что в нее можно все втиснуть ... »

    Сотни экземпляров работ по соляристики, составленных в библиотеке станции, не содержат ответов на вопрос, в чем же смысл Океана. Это свидетельство несостоятельности понимание чего-то другого, что не укладывается в знакомые формулы.

    Человек - существо земное, ему не нужны неизвестные существа; человек ищет кого-то, похожего на него, присматривается к мирам, подобных Земле. Что иронично отмечает Снаут в разговоре с Кельвином: «Мы вовсе не хотим завоевывать космос, мы только стремимся расширить Землю до его границ».

    Через эгоцентрическую концепцию ума человек не может перейти на новый уровень познания, он ограничен собственным опытом, погруженная в него и не способна трансформировать мышление для познания другой своей сущности. Идея древнегреческих мудрецов о самопознании ради постижения всего, что находится за пределами человека, в романе звучит парадоксально. Главный герой сравнивает себя с часами, разбирают и составляют снова, называет себя репетитором многократно повторяющихся пыток, он не уверен в своих знаниях и не имеет надежды. Соляристические исследования - это квадратура круга, все попытки обречены на поражение из-за невозможности людей заглянуть за завесу внутри себя.

    «Солярис» - один из лучших романов о контакте с внеземным разумом, о контакте, который на самом деле не нужен человеку, адаптированной к антропоцентрической модели мира.

    Океан, чем бы он ни был - то ли разумной протоплазматический массой, или «Богом - младенцем», то ли неживым геологическим образованием - это, прежде всего, испытание для человечества, результатом которого является опровержение принципа универсальности познания.

    Роман «Солярис» был экранизирован трижды. Впервые 1968 появился советский телеспектакль в двух сериях, который, наверное, является наименее известным среди зрителей. В том же СССР 1972 года вышла в свет знаменитая киноверсия «Солярис» Андрея Тарковского, по которой Станислав Лем поссорился с режиссером. Кинокартина интересна как отдельная работа, по крайней мере операторскими решениями, но по сравнению с романом она имеет совершенно иное идейное наполнение - слишком отдаленное от космоса. Не совсем удался эксперимент с переносом «Солярис» на экран и у американца Стивена Содерберга, обладателя премии Оскар за лучшую режиссуру фильма «Траффик» (2000).

    Несмотря на широкие финансовые и технические возможности Голливуда, в 2002 году он снял камерную ленту с банальной историей любви, в которой главную роль сыграл Джордж Клуни.

    Кстати, вместо доктора Сарториуса здесь появляется другой персонаж - темнокожая женщина по имени Гордон в исполнении Виолы Дэвис. Но и этот фильм Станиславу Лему не пришелся по душе.

    Александр Александрович
    Итоговый балл статьи за месяц 22
    Место статьи в рейтинге за октябрь
    О системе подсчета баллов читательских симпатий


    Другие статьи этого автора
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

Станьте нашим автором! О системе баллов читательских симпатий
Демотиваторы на сегодня
  • Колонка редактора
    Последние комментарии
     
    shamen: К сведению авторов. В феврале текущего года у играющего в молчанку журнала «Красиво сказано» заканчи...
    Игорь Маслов: Понятно, какое отношение на этом сайте к авторам со стороны редакции - полное неуважение, хотя без а...
    big: Antol предложил осенью минувшего года для обсуждения свою систему для оплаты материалов. Она имеет, ...
    runli: Можно по всякому делать, но если автору гонорар отдавать с первой статьи он будет писать и развивать...
    Игорь Тарновский: А я не понимаю в чем проблема, ведь можно вручную возобновить рейтинговую таблицу, рейтинговые баллы...
    Наталия Матейчик: Всем добрый вечер!
    Antol, копирую сюда ответ дежурного редактора на вопрос Игоря Тарновского о том, ...
     


    Опрос

    Как Вы считаете, для чего нужно смотреть фильмы?

    Для расширения кругозора. (14)
    Для развлечения и удовольствия. (51)
    Для повышения культурного уровня. (3)
    Для получения новой информации, знаний. (8)
    Не считаю, что фильмы надо смотреть. (2)


    Голосовать

    Введите Ваш email адрес:

    Станислав Лем «Солярис»


    lem.jpg (77.93 Kb)

    В романе рассказ ведется от лица доктора Криса Кельвина, который прибывает на Солярис, чтобы помочь другим ученым на орбитальной станции исследовать загадочный Океан. Там, на расстоянии многих световых лет от Земли, Кельвин встречает свою боль и страх в виде физического облика давно умершей возлюбленной. Как выясняется, каждый из членов экспедиции имеет собственные материализованные видения из прошлого. И, кажется, это интриги единого жителя планеты Солярис - мыслящего Океана.

    Так называемый «гость» появляется после пробуждения от сна человека, из воспоминаний которой он создан.

    Каждый из соляристов воспринимает гостей по-своему: наставник Кельвина, доктор Ґибарян, не справившись с психологическим давлением, совершает самоубийство еще до прибытия собственного ученика на станцию; кибернетик Снаут находится в состоянии перманентного страха, время от времени залечивая это порциями иронии; физик Сарториус замыкается в лаборатории с навязчивой идеей изобрести оружие для уничтожения гостей. И только Крис Кельвин, хоть и не с первого раза, но пытается адаптироваться к жизни с гостем. Вероятно, потому, что гость Кельвина - не какая-то уродина, а точная копия его жены Гэри, которая покончила с собой около десяти лет назад.

    Копия Гэри, находясь долгое время рядом с человеком, становится сама более человечной и начинает по-настоящему страдать от осознанного ощущения собственной чуждости. Кельвин, в течение многих лет обвиняя себя в смерти жены и в последнее время немного успокоившись, теперь снова чувствует свою причастность к ее смерти. Он уверен, что нарушил нравственный закон, который, кроме постоянных упреков совести, должен получить наказание - суррогат любви из прошлого.

    Очередные необъяснимые появления Гэри - это реализация идеи невозможности познания другой стороны бытия.

    Станислав Лем разрушает миф о миссии человека, констатируя устами одного из персонажей: «Мы обычные, мы - трава Вселенной и гордимся этой своей обыкновенностью, тем, что она так распространена; мы считали, что в нее можно все втиснуть ... »

    Сотни экземпляров работ по соляристики, составленных в библиотеке станции, не содержат ответов на вопрос, в чем же смысл Океана. Это свидетельство несостоятельности понимание чего-то другого, что не укладывается в знакомые формулы.

    Человек - существо земное, ему не нужны неизвестные существа; человек ищет кого-то, похожего на него, присматривается к мирам, подобных Земле. Что иронично отмечает Снаут в разговоре с Кельвином: «Мы вовсе не хотим завоевывать космос, мы только стремимся расширить Землю до его границ».

    Через эгоцентрическую концепцию ума человек не может перейти на новый уровень познания, он ограничен собственным опытом, погруженная в него и не способна трансформировать мышление для познания другой своей сущности. Идея древнегреческих мудрецов о самопознании ради постижения всего, что находится за пределами человека, в романе звучит парадоксально. Главный герой сравнивает себя с часами, разбирают и составляют снова, называет себя репетитором многократно повторяющихся пыток, он не уверен в своих знаниях и не имеет надежды. Соляристические исследования - это квадратура круга, все попытки обречены на поражение из-за невозможности людей заглянуть за завесу внутри себя.

    «Солярис» - один из лучших романов о контакте с внеземным разумом, о контакте, который на самом деле не нужен человеку, адаптированной к антропоцентрической модели мира.

    Океан, чем бы он ни был - то ли разумной протоплазматический массой, или «Богом - младенцем», то ли неживым геологическим образованием - это, прежде всего, испытание для человечества, результатом которого является опровержение принципа универсальности познания.

    Роман «Солярис» был экранизирован трижды. Впервые 1968 появился советский телеспектакль в двух сериях, который, наверное, является наименее известным среди зрителей. В том же СССР 1972 года вышла в свет знаменитая киноверсия «Солярис» Андрея Тарковского, по которой Станислав Лем поссорился с режиссером. Кинокартина интересна как отдельная работа, по крайней мере операторскими решениями, но по сравнению с романом она имеет совершенно иное идейное наполнение - слишком отдаленное от космоса. Не совсем удался эксперимент с переносом «Солярис» на экран и у американца Стивена Содерберга, обладателя премии Оскар за лучшую режиссуру фильма «Траффик» (2000).

    Несмотря на широкие финансовые и технические возможности Голливуда, в 2002 году он снял камерную ленту с банальной историей любви, в которой главную роль сыграл Джордж Клуни.

    Кстати, вместо доктора Сарториуса здесь появляется другой персонаж - темнокожая женщина по имени Гордон в исполнении Виолы Дэвис. Но и этот фильм Станиславу Лему не пришелся по душе.

    Александр Александрович
    Литература, просмотров 203
    Итоговый балл статьи за месяц 22
    Место статьи в рейтинге за октябрь
    О системе подсчета баллов читательских симпатий


    Другие статьи этого автора
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal