Загрузка. Пожалуйста, подождите...

    Фанфик или то, что автор не писал. Часть вторая


    2124_001.jpg (75.15 Kb)

    “И когда все это безобразие началось?”

    Вопрос об истории fanfiction’а донельзя запутан, потому что невозможно точно определить границы этого понятия.

    С веком двадцатым все просто: любая статья о fanfiction’е упоминает, что еще поклонницы творчества Артура Конан-Дойля, разочарованные гибелью великого сыщика, собирались вместе и сочиняли другие варианты концовки. Фэнзины (фанатские журналы) публиковали рассказы поклонников сериала Стар Трек на своих страницах. Серия книг "Сталкер" уходит корнями в fanfiction, созданный на материале "Пикника на обочине". Двадцатый век признал существование явления и породил термин, но, может быть, фанфики появились раньше?

    Отсчет истории существования fanfiction’а следует начинать с момента появления фанатских групп, ведь фанфик всегда пишется для поклонников оригинального произведения. Фикрайтер может быть и человеком со стороны - обмануть читателей знанием "канона" несложно, а предупреждение в шапке о том, что имеет место изменение в характерах персонажей (так называемый ООС - out of character) снимает все претензии в "непохожести" Арагорна из фанфика на Арагорна Толкиена. Но целевая аудитория фанфиков определена раз и навсегда - это люди, которые считывают произведение фикрайтера глубже, чем случайные читатели, ведь они знакомы с первоисточником, с которым фанфик всегда так или иначе заигрывает.

    Рассуждая таким образом, мы внезапно обнаруживаем фанфик в самых неожиданных местах. Когда Оскар Уайлд создает "Саломею" он, в каком-то смысле, пишет фанфик на тему библейских событий - он знает, что его читателю (точнее, зрителю будущего спектакля) не нужно объяснять, кто такая Саломея и при чем там Иоанн Креститель. Когда Шекспир пишет свои пьесы на сюжеты уже известных произведений, он идет тем же путем. Можно сказать, что превращение известного прозаического текста в пьесу, фактически, и является фанфиком. Однако драматургией все не ограничивается.

    Сказки, собранные романтиками начала XIX века - эта литературная обработка фольклора - в своем роде фанфики, потому что авторство персонажей и миров принадлежит другим. "Метаморфозы" Овидия - фанфики римского происхождения на мотивы древнегреческих мифов, и, наконец, "Энеида" Вергилия может быть названа одним из самых известных фанфиков, не только потому, что в ней описываются события, следующие за событиями "Иллиады" Гомера. Заимствуя логику мира и отношений гомеровского эпоса, Вергилий писал свое произведение не только с оглядкой на предшественника, но и точно зная, что его читатель с миром "Иллиады" знаком.

    И в этой точке необходимо сделать остановку, потому что следующим шагом будет предположение о том, что практически вся античная литература является fanfiction’ом, коль скоро имеет в своем основании миф. Однако это предположение выглядит чересчур смелым - в конце концов, существуют произведения, не опирающиеся на традицию или не рассчитанные на то, что читатель с этой традицией знаком.

    “И зачем это все?”

    Фанфик - явление в высшей степени романтическое (речь, конечно, не литературном направлении), и основывается на нежнейших чувствах фикрайтера по отношению к оригиналу. Мир собственного воображения почему-то кажется фикрайтеру не таким притягательным и ярким, как мир, созданный кем-то другим (будь то Роулинг или Гомер), а чужие персонажи оказываются так близки и любимы, что хочется поговорить с ними или от их лица. Каким бы изощренным сексуальным пыткам не подвергали фикрайтеры персонажей, как бы кроваво ни убивали их, как бы ни калечили "канон", в сущности, они просто признаются в любви чужому произведению, которое хотят дополнить или защитить от жестокого демиурга-автора, присвоившего себе единоличное право карать и миловать героев.

    Фикрайтер никогда не конкурирует с автором "канона", как мы не конкурируем с тем, кто создал нашу с вами реальность. Он просто хочет чуть-чуть подправить сюжет, как иной раз нам хочется подправить мир вокруг - пусть все родится, как-то проживет свою жизнь, и непременно погибнет в конце - мы по-детски верим, что внутри этих жестких рамок от нас что-то зависит и, преисполненные любовью, мы снова и снова вступаем в бесполезную битву. "Канон" навсегда останется "каноном", написанное Толкиеном не стереть и не отменить, но любовь толкает на глупости. И вот уже Арагорн целует Йовин вместо Арвен, а Гермиона ужасно хорошеет за лето. Не стоит слишком строго судить влюбленных за их иллюзии - мир выдержит небольшую порцию fanfiction’а, "Иллиада" ведь ничего не потеряла от возникновения "Энеиды". Зато в горниле чужих страстей может быть выкован новый талантливый автор, нашедший себя в литературе через описание постельных утех Онегина с Ленским.

    НикаЧе
    Другие статьи этого автора
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

Станьте нашим автором!
Демотиваторы на сегодня
  • Колонка редактора
    Последние комментарии
     
    Долгополов: Согласен с Bigom - редакция ничего не приобретет, не соблюдая свои же правила и не снимая бан (после...
    big: Уважаемая редакция! Месячный бан аккаунтов Advizer, Margarita и Шурик закончился 23 апреля. Пожалуйс...
    uns: На КС действует следующее:
    1. Редакция журнала всегда и во всем права.
    2. Если редакция не права, см...
    эльфина: Раньше e-mail на КС был admin@wellwritten.ru и на него несколько раз тут просил писать дежурный реда...
    valerie: Всем добрый день. У меня вопрос к редакции, извиняюсь, конечно, за любопытство, хотела связаться с в...
    Барс: Тоже удивлен отсутствием у солидного издания ссылки "Контакты"
    Tupis: Странно как-то. Любой сайт имеет ссылку вида "Контакты".
     


    Опрос

    Любите ли Вы ночную жизнь?

    1. Да. (43)
    2. Нет. (67)


    Голосовать

    Введите Ваш email адрес:

    Фанфик или то, что автор не писал. Часть вторая


    2124_001.jpg (75.15 Kb)

    “И когда все это безобразие началось?”

    Вопрос об истории fanfiction’а донельзя запутан, потому что невозможно точно определить границы этого понятия.

    С веком двадцатым все просто: любая статья о fanfiction’е упоминает, что еще поклонницы творчества Артура Конан-Дойля, разочарованные гибелью великого сыщика, собирались вместе и сочиняли другие варианты концовки. Фэнзины (фанатские журналы) публиковали рассказы поклонников сериала Стар Трек на своих страницах. Серия книг "Сталкер" уходит корнями в fanfiction, созданный на материале "Пикника на обочине". Двадцатый век признал существование явления и породил термин, но, может быть, фанфики появились раньше?

    Отсчет истории существования fanfiction’а следует начинать с момента появления фанатских групп, ведь фанфик всегда пишется для поклонников оригинального произведения. Фикрайтер может быть и человеком со стороны - обмануть читателей знанием "канона" несложно, а предупреждение в шапке о том, что имеет место изменение в характерах персонажей (так называемый ООС - out of character) снимает все претензии в "непохожести" Арагорна из фанфика на Арагорна Толкиена. Но целевая аудитория фанфиков определена раз и навсегда - это люди, которые считывают произведение фикрайтера глубже, чем случайные читатели, ведь они знакомы с первоисточником, с которым фанфик всегда так или иначе заигрывает.

    Рассуждая таким образом, мы внезапно обнаруживаем фанфик в самых неожиданных местах. Когда Оскар Уайлд создает "Саломею" он, в каком-то смысле, пишет фанфик на тему библейских событий - он знает, что его читателю (точнее, зрителю будущего спектакля) не нужно объяснять, кто такая Саломея и при чем там Иоанн Креститель. Когда Шекспир пишет свои пьесы на сюжеты уже известных произведений, он идет тем же путем. Можно сказать, что превращение известного прозаического текста в пьесу, фактически, и является фанфиком. Однако драматургией все не ограничивается.

    Сказки, собранные романтиками начала XIX века - эта литературная обработка фольклора - в своем роде фанфики, потому что авторство персонажей и миров принадлежит другим. "Метаморфозы" Овидия - фанфики римского происхождения на мотивы древнегреческих мифов, и, наконец, "Энеида" Вергилия может быть названа одним из самых известных фанфиков, не только потому, что в ней описываются события, следующие за событиями "Иллиады" Гомера. Заимствуя логику мира и отношений гомеровского эпоса, Вергилий писал свое произведение не только с оглядкой на предшественника, но и точно зная, что его читатель с миром "Иллиады" знаком.

    И в этой точке необходимо сделать остановку, потому что следующим шагом будет предположение о том, что практически вся античная литература является fanfiction’ом, коль скоро имеет в своем основании миф. Однако это предположение выглядит чересчур смелым - в конце концов, существуют произведения, не опирающиеся на традицию или не рассчитанные на то, что читатель с этой традицией знаком.

    “И зачем это все?”

    Фанфик - явление в высшей степени романтическое (речь, конечно, не литературном направлении), и основывается на нежнейших чувствах фикрайтера по отношению к оригиналу. Мир собственного воображения почему-то кажется фикрайтеру не таким притягательным и ярким, как мир, созданный кем-то другим (будь то Роулинг или Гомер), а чужие персонажи оказываются так близки и любимы, что хочется поговорить с ними или от их лица. Каким бы изощренным сексуальным пыткам не подвергали фикрайтеры персонажей, как бы кроваво ни убивали их, как бы ни калечили "канон", в сущности, они просто признаются в любви чужому произведению, которое хотят дополнить или защитить от жестокого демиурга-автора, присвоившего себе единоличное право карать и миловать героев.

    Фикрайтер никогда не конкурирует с автором "канона", как мы не конкурируем с тем, кто создал нашу с вами реальность. Он просто хочет чуть-чуть подправить сюжет, как иной раз нам хочется подправить мир вокруг - пусть все родится, как-то проживет свою жизнь, и непременно погибнет в конце - мы по-детски верим, что внутри этих жестких рамок от нас что-то зависит и, преисполненные любовью, мы снова и снова вступаем в бесполезную битву. "Канон" навсегда останется "каноном", написанное Толкиеном не стереть и не отменить, но любовь толкает на глупости. И вот уже Арагорн целует Йовин вместо Арвен, а Гермиона ужасно хорошеет за лето. Не стоит слишком строго судить влюбленных за их иллюзии - мир выдержит небольшую порцию fanfiction’а, "Иллиада" ведь ничего не потеряла от возникновения "Энеиды". Зато в горниле чужих страстей может быть выкован новый талантливый автор, нашедший себя в литературе через описание постельных утех Онегина с Ленским.

    НикаЧе
    Литература, просмотров 352
    Другие статьи этого автора
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal