Загрузка. Пожалуйста, подождите...

    Фанфик или то, что автор не писал. Часть вторая


    2124_001.jpg (75.15 Kb)

    “И когда все это безобразие началось?”

    Вопрос об истории fanfiction’а донельзя запутан, потому что невозможно точно определить границы этого понятия.

    С веком двадцатым все просто: любая статья о fanfiction’е упоминает, что еще поклонницы творчества Артура Конан-Дойля, разочарованные гибелью великого сыщика, собирались вместе и сочиняли другие варианты концовки. Фэнзины (фанатские журналы) публиковали рассказы поклонников сериала Стар Трек на своих страницах. Серия книг "Сталкер" уходит корнями в fanfiction, созданный на материале "Пикника на обочине". Двадцатый век признал существование явления и породил термин, но, может быть, фанфики появились раньше?

    Отсчет истории существования fanfiction’а следует начинать с момента появления фанатских групп, ведь фанфик всегда пишется для поклонников оригинального произведения. Фикрайтер может быть и человеком со стороны - обмануть читателей знанием "канона" несложно, а предупреждение в шапке о том, что имеет место изменение в характерах персонажей (так называемый ООС - out of character) снимает все претензии в "непохожести" Арагорна из фанфика на Арагорна Толкиена. Но целевая аудитория фанфиков определена раз и навсегда - это люди, которые считывают произведение фикрайтера глубже, чем случайные читатели, ведь они знакомы с первоисточником, с которым фанфик всегда так или иначе заигрывает.

    Рассуждая таким образом, мы внезапно обнаруживаем фанфик в самых неожиданных местах. Когда Оскар Уайлд создает "Саломею" он, в каком-то смысле, пишет фанфик на тему библейских событий - он знает, что его читателю (точнее, зрителю будущего спектакля) не нужно объяснять, кто такая Саломея и при чем там Иоанн Креститель. Когда Шекспир пишет свои пьесы на сюжеты уже известных произведений, он идет тем же путем. Можно сказать, что превращение известного прозаического текста в пьесу, фактически, и является фанфиком. Однако драматургией все не ограничивается.

    Сказки, собранные романтиками начала XIX века - эта литературная обработка фольклора - в своем роде фанфики, потому что авторство персонажей и миров принадлежит другим. "Метаморфозы" Овидия - фанфики римского происхождения на мотивы древнегреческих мифов, и, наконец, "Энеида" Вергилия может быть названа одним из самых известных фанфиков, не только потому, что в ней описываются события, следующие за событиями "Иллиады" Гомера. Заимствуя логику мира и отношений гомеровского эпоса, Вергилий писал свое произведение не только с оглядкой на предшественника, но и точно зная, что его читатель с миром "Иллиады" знаком.

    И в этой точке необходимо сделать остановку, потому что следующим шагом будет предположение о том, что практически вся античная литература является fanfiction’ом, коль скоро имеет в своем основании миф. Однако это предположение выглядит чересчур смелым - в конце концов, существуют произведения, не опирающиеся на традицию или не рассчитанные на то, что читатель с этой традицией знаком.

    “И зачем это все?”

    Фанфик - явление в высшей степени романтическое (речь, конечно, не литературном направлении), и основывается на нежнейших чувствах фикрайтера по отношению к оригиналу. Мир собственного воображения почему-то кажется фикрайтеру не таким притягательным и ярким, как мир, созданный кем-то другим (будь то Роулинг или Гомер), а чужие персонажи оказываются так близки и любимы, что хочется поговорить с ними или от их лица. Каким бы изощренным сексуальным пыткам не подвергали фикрайтеры персонажей, как бы кроваво ни убивали их, как бы ни калечили "канон", в сущности, они просто признаются в любви чужому произведению, которое хотят дополнить или защитить от жестокого демиурга-автора, присвоившего себе единоличное право карать и миловать героев.

    Фикрайтер никогда не конкурирует с автором "канона", как мы не конкурируем с тем, кто создал нашу с вами реальность. Он просто хочет чуть-чуть подправить сюжет, как иной раз нам хочется подправить мир вокруг - пусть все родится, как-то проживет свою жизнь, и непременно погибнет в конце - мы по-детски верим, что внутри этих жестких рамок от нас что-то зависит и, преисполненные любовью, мы снова и снова вступаем в бесполезную битву. "Канон" навсегда останется "каноном", написанное Толкиеном не стереть и не отменить, но любовь толкает на глупости. И вот уже Арагорн целует Йовин вместо Арвен, а Гермиона ужасно хорошеет за лето. Не стоит слишком строго судить влюбленных за их иллюзии - мир выдержит небольшую порцию fanfiction’а, "Иллиада" ведь ничего не потеряла от возникновения "Энеиды". Зато в горниле чужих страстей может быть выкован новый талантливый автор, нашедший себя в литературе через описание постельных утех Онегина с Ленским.

    НикаЧе
    Итоговый балл статьи за месяц 2
    Место статьи в рейтинге за май
    О системе подсчета баллов читательских симпатий


    Другие статьи этого автора
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

Станьте нашим автором! О системе баллов читательских симпатий

Новый фильм Тактарова!
Простые люди играют в опасные игры с законом. А актеры на съемках получают настоящие синяки и переломы.

Задайте вопрос
  • Научитесь любить себя
    Мой ответ: "Здравствуйте, Алина!Начнём с комплекции. Если речь идёт об излишнем весе, то борьбу с Вашим барьером можно начать с заботы о фигуре. Существует масса методик для этого. Главное в любой из них — избегать переедания и поддерживать физическую активность. Однако, стоит помнить, что дости...
    Читать ответ полностью
    Задать свой вопрос
Колонка редактора
Последние комментарии
 
Наталия Матейчик: Agent 007, если вы не согласны с публикацией моего материала, то обратитесь за разъяснениями к главн...
agent 007: Уникальность материала на КС должна быть не менее 90%.Если вы не согласны с этим,то обратитесь за ра...
Наталия Матейчик: Agent 007, в одном предложении 2
(ДВЕ!!!) ошибки! О морали - не об морали. Перед "а" нужна...
Наталия Матейчик: Agent 007, а что не так у меня с моралью и этикой? Текст мой, авторские права принадлежат мне и толь...
agent 007: Речь идёт об морали и этике автора а не о качестве произведения.
Арнольд: agent OO7, вы не учли, что речь не о статье, а о литературном произведении. К тому же отличном! Реда...
agent OO7: Обращаю внимание модеров И НА этот рассказ. он уже засвечен в интернете: http://samlib.ru/m/matejchi...
agent 007: Обращаю внимание модеров на текст «Легенда о происхождении йугуров» - уникальность данной статьи ли...
ckifanca: Благодарю вас, Наталья, за оценку моего творчества.
Наталия Матейчик: Лет 7 назад я читала книгу о Шаляпине, и тогда меня поразила эта фотография - Шаляпина и его невесты...
 


Опрос

Оцените качество современного отечественного кино.

5. (5)
4. (16)
3. (34)
2. (20)


Голосовать

Введите Ваш email адрес:

Фанфик или то, что автор не писал. Часть вторая


2124_001.jpg (75.15 Kb)

“И когда все это безобразие началось?”

Вопрос об истории fanfiction’а донельзя запутан, потому что невозможно точно определить границы этого понятия.

С веком двадцатым все просто: любая статья о fanfiction’е упоминает, что еще поклонницы творчества Артура Конан-Дойля, разочарованные гибелью великого сыщика, собирались вместе и сочиняли другие варианты концовки. Фэнзины (фанатские журналы) публиковали рассказы поклонников сериала Стар Трек на своих страницах. Серия книг "Сталкер" уходит корнями в fanfiction, созданный на материале "Пикника на обочине". Двадцатый век признал существование явления и породил термин, но, может быть, фанфики появились раньше?

Отсчет истории существования fanfiction’а следует начинать с момента появления фанатских групп, ведь фанфик всегда пишется для поклонников оригинального произведения. Фикрайтер может быть и человеком со стороны - обмануть читателей знанием "канона" несложно, а предупреждение в шапке о том, что имеет место изменение в характерах персонажей (так называемый ООС - out of character) снимает все претензии в "непохожести" Арагорна из фанфика на Арагорна Толкиена. Но целевая аудитория фанфиков определена раз и навсегда - это люди, которые считывают произведение фикрайтера глубже, чем случайные читатели, ведь они знакомы с первоисточником, с которым фанфик всегда так или иначе заигрывает.

Рассуждая таким образом, мы внезапно обнаруживаем фанфик в самых неожиданных местах. Когда Оскар Уайлд создает "Саломею" он, в каком-то смысле, пишет фанфик на тему библейских событий - он знает, что его читателю (точнее, зрителю будущего спектакля) не нужно объяснять, кто такая Саломея и при чем там Иоанн Креститель. Когда Шекспир пишет свои пьесы на сюжеты уже известных произведений, он идет тем же путем. Можно сказать, что превращение известного прозаического текста в пьесу, фактически, и является фанфиком. Однако драматургией все не ограничивается.

Сказки, собранные романтиками начала XIX века - эта литературная обработка фольклора - в своем роде фанфики, потому что авторство персонажей и миров принадлежит другим. "Метаморфозы" Овидия - фанфики римского происхождения на мотивы древнегреческих мифов, и, наконец, "Энеида" Вергилия может быть названа одним из самых известных фанфиков, не только потому, что в ней описываются события, следующие за событиями "Иллиады" Гомера. Заимствуя логику мира и отношений гомеровского эпоса, Вергилий писал свое произведение не только с оглядкой на предшественника, но и точно зная, что его читатель с миром "Иллиады" знаком.

И в этой точке необходимо сделать остановку, потому что следующим шагом будет предположение о том, что практически вся античная литература является fanfiction’ом, коль скоро имеет в своем основании миф. Однако это предположение выглядит чересчур смелым - в конце концов, существуют произведения, не опирающиеся на традицию или не рассчитанные на то, что читатель с этой традицией знаком.

“И зачем это все?”

Фанфик - явление в высшей степени романтическое (речь, конечно, не литературном направлении), и основывается на нежнейших чувствах фикрайтера по отношению к оригиналу. Мир собственного воображения почему-то кажется фикрайтеру не таким притягательным и ярким, как мир, созданный кем-то другим (будь то Роулинг или Гомер), а чужие персонажи оказываются так близки и любимы, что хочется поговорить с ними или от их лица. Каким бы изощренным сексуальным пыткам не подвергали фикрайтеры персонажей, как бы кроваво ни убивали их, как бы ни калечили "канон", в сущности, они просто признаются в любви чужому произведению, которое хотят дополнить или защитить от жестокого демиурга-автора, присвоившего себе единоличное право карать и миловать героев.

Фикрайтер никогда не конкурирует с автором "канона", как мы не конкурируем с тем, кто создал нашу с вами реальность. Он просто хочет чуть-чуть подправить сюжет, как иной раз нам хочется подправить мир вокруг - пусть все родится, как-то проживет свою жизнь, и непременно погибнет в конце - мы по-детски верим, что внутри этих жестких рамок от нас что-то зависит и, преисполненные любовью, мы снова и снова вступаем в бесполезную битву. "Канон" навсегда останется "каноном", написанное Толкиеном не стереть и не отменить, но любовь толкает на глупости. И вот уже Арагорн целует Йовин вместо Арвен, а Гермиона ужасно хорошеет за лето. Не стоит слишком строго судить влюбленных за их иллюзии - мир выдержит небольшую порцию fanfiction’а, "Иллиада" ведь ничего не потеряла от возникновения "Энеиды". Зато в горниле чужих страстей может быть выкован новый талантливый автор, нашедший себя в литературе через описание постельных утех Онегина с Ленским.

НикаЧе
Литература, просмотров 156
Итоговый балл статьи за месяц 2
Место статьи в рейтинге за май
О системе подсчета баллов читательских симпатий


Другие статьи этого автора
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal