Из глубины веков. Язычество и христианство. Глава 5. Колесо времени повернулось от язычества к христианству. Вербное Воскресенье - тонкие нити этого обряда связывают воедино прошлое и настоящее нашего народа. Часть 2. Празднование Вербного Воскресенья в Московском царстве.
Празднование Вербного воскресенья относится к первым векам нашей эры, именно тогда на территории последнего оплота Древнего мира- Византии колесо времени повернулось от язычества к христианству. Согласно Священному писанию, в Воскресный день Спаситель Мира Иисус Христос празднично въезжал в Иерусалим. В память об этом событии на протяжении веков все христиане празднуют Вербное Воскресенье.
После падения Византии под саблями турков праздновать Вербное Воскресенье продолжился в Европе и Руси, как будто тонкие невидимые нити связали верования первых христиан и обычаи последующих их христианских потомков воедино. В этот воскресный день, который предваряет чреду праздников Великой Пасхи, наши предки православные христиане вспоминали одно из важнейших событий в христианстве - вход Спасителя Мира Иисуса Христа в Иерусалим. Обычай, который праздновался этот день, был несколько похож на Масленицу, но главным отличием этого праздника от языческой Масленицы являлась то, что Вербное Воскресенье не предполагает наличие шумных гуляний и балаганов.
Вербное Воскресенье, по утверждению этнографов и историков, скорее детский праздник, в этот день у наших предков православных христиан было принято, чтобы именно дети вспоминали тот обряд, который был произведен в те далёкие времена иудейскими детьми. Ведь именно дети первыми приветствовали, въезжающего в Иерусалим на священном осле, Иисуса Христа. Вознося хвалу Спасителю Мира, иудейские дети в знак почтения выстилали дорогу Христу пальмовыми ветвями.
В Московском государстве очень ярко праздновали Вербное Воскресенье, этот праздник был наполнен патриархальной простотой и благочестием. Простой народ перед праздником выходил по берегам рек, ломал вербные ветки. Много верб и ив росло по берегам реки Неглинки.
Люди, пришедшие в церковь, держали в руках ивовые и вербные ветви, они выстраивались по бокам церемониального шествия Московского патриарха, следовавшего в праздничном облачении на коне, уподобленном символическому ослу. Характерной особенностью этого шествия в допетровские времена было то, что сам царь во время продвижения процессии вёл за повод коня патриарха.
Праздничная процессия в Москве начиналась от Лобного места, шествие продвигалось до Успенского собора, дойдя до храма, процессия двигалась в обратном направлении. Всю дорогу во время шествия патриарха его сопровождали празднично одетые бояре и духовные лица. Одни ехали на конях, другие передвигались пешими, в руках все участники праздничного действа держали ветви вербы и ивы. Когда процессия вновь подходила к Лобному месту, шествие останавливалось, и выносилось большое дерево, обвешанное овощами и фруктами, это символизировало священную пальму с благодатными плодами.
Праздник Вербного Воскресенья отмечался в Москве даже в эпоху Великой Смуты, но праздничное шествие в те далёкие и грозные времена несколько отличалось от того, что было при царе Иване Грозном. По всему маршруту шествия праздничной процессии в те времена стояли конные и пешие поляки с обнажёнными мечами и заряженными пушками. Священник, изображавший въезжающего в Иерусалим Иисуса Христа, шествовал между рядами иноземцев, московский простой народ так был напуган ляхами, что никто из московитов не мог увидеть это праздничное шествие - все прятались по домам. И только несколько бояр и сановников с унылым видом шествовали вслед за Московским патриархом. А вместо Московского царя патриаршего коня в то неспокойное время за повод вёл один из бояр.
Значительно позже, уже в XIX веке, на Красной площади в память о традиции выносить священное пальмовое дерево, украшенное овощами и фруктами. На Красной площади стали организовываться ярмарки, на которых торговали ветками вербы и ивы с искусственными цветами и плодами, вся Красная площадь напоминала собой « море движущихся верб». Празднование продолжалось на протяжении всего дня, утром на Красную площадь приходили москвичи со своими детьми, им покупали ветки и цветы, таким образом проходили детские гулянья на Москве. Вечером, с наступлением сумерек, на Красную площадь съезжались празднично разукрашенные тройки и экипажи, так начиналась уже взрослая часть праздника. Москвичи поздравляли друг друга с Вербным Воскресением, и до самых глубоких сумерек весёлые компании катались на тройках и экипажах вокруг Московского кремля.