Загрузка. Пожалуйста, подождите...

    Женская судьба в свете истории


    sulba_lyudskaya_-_ruinajpg.jpg (118.05 Kb)

    Женская судьба в свете истории 6: Совсем другая история. Холодный ветер с Востока: Глава 3. Судьбы людские- руина

    Во многих произведениях историков, работающих с архивами, можно встретить рассказы об одной из самых кровавых и страшных эпох на украинских землях - « руине». Это время началось после смерти Богдана Хмельницкого. Булава выпала из слабых рук его сына Юрия и начала переходить из рук в руки. С тех самых времён на наших землях сохранилась пословица: «Там, где два украинца – там три гетмана». Украина разделилась на Правобережную и Левобережную. У каждой части из расколотого государства был свой гетман, помимо этого Речь Посполитая, в состав которой входили тогда украинские земли, тоже ставила своего гетмана - польного. Гетманом Правобережной Украины был Дорошенко, в прошлом союзник Богдана Хмельницкого, позже склонившийся на сторону Турции. Разобраться простому человеку в этих хитросплетениях было очень трудно. Характер эпохи формируют исторические личности, которые находятся у власти.

    Дорошенко не зря просил помощи турецкого султана, в одиночку он не смог бы справится с очень харизматичным и преданным родной земле гетманом Левобережной Украины – Серко. Об этом человеке ходят легенды, начиная с самого его рождения. Родился Иван Серко с очень удивительными способностями, всегда замкнутый мальчик, по преданию, мог так глянуть на соседа, что у того мороз по коже проходил. Говорят, одним взглядом Серко разбивал глиняный кувшин. Предания утверждают, что он повстречался, будучи подростком, в лесу с самим чёртом. А тот предложил Ивану душу продать в обмен на гетманскую булаву. Историческое прозвище Серка - Урус Шайтан. Еще 12 летним мальчиком он проплывает удачно на Хортицу, чудом избегая опасных днепровских порогов, и становится казаком. Ни одно из своих сражений Серко не проиграл, несколько раз громил турков на суше и на море. Очень гневался турецкий султан на Серка и однажды, когда тот был в походе, наслал султан на родное селение Серка своих ордынцев.

    Порушили, пожгли они село и убили жену Серка с малыми детьми. Вернулся гетман с похода и, увидев смерть близких, подумал: некому в наследство Землю Родную передать, да и силы уже не те - старость на пороге. Загрустил гетман, приказал своим джурам труну ему справить, лёг в нее да от тоски сердечной и помер. Но завещал он, как отойдёт в мир предков, отрубить ему правую руку и носить как талисман казакам в походе. Говорят, что правая рука гетмана Серко была с русскими войсками под Бородино, но может это лишь красивая легенда, сочинённая в память о славном гетмане.

    Не такой славный и доблестный был Дорошенко - гетман Правобережья. Он был хитрой лисой и интриганом. Выторговывал Дорошенко себе гетманство и пожизненную передачу булавы потомкам у турецкого султана. Весной 1672 года, как рассказывают хроники, огромное войско турецкого султана Мехмеда IV пришло на земли Приднепровья. Пылала вся Правобережная Украина, люди бежали на Левобережье, спасаясь от татар и алчности гетмана Дорошенко. Весна была дождливая, дороги стали непролазны, приказал Дорошенко гробы православные выкапывать, да и стелить ими дорогу Мехмеду IV вплоть до Киева.

    Однажды Дорошенко с джурами проезжал около одного селения. И увидел он картину: татарин на лихом коне увозил маленькую девочку, за конём бежала несчастная мать. Увидав гетмана, она бросилась под копыта коня гетмана и просила спасти дитя от басурмана. Но Дорошенко, подбоченись, красовался на коне. Ему было не до слёз матери, он сказал «Татары помогать нам пришли против врагов внутренних, чтобы распри не было. А любая помощь должна быть оплачена. Вот и платим душами христианскими за будущую волю казачью». Ускакал тот татарин с ребёнком, и только травы да небо слышали рыдание матери и крик ребёнка. Именно так начинается одна из повестей известного историка – романиста Мордовцева «Крымская неволя». Далее во всех ярких красках описывает писатель «сладость» Муравского шляха - рабского пути в неволю, где человека связывали, как скотину, отбирали у него имя и честь. На этом пути Настя, девочка, украденная татарином, встречает « чернобровую дивчину», будущую жену паши. Посылает ей судьба и москаля - и от неволи египетской, и от сабли басурманской не раз убегавшего и обещавшего помочь ей вернуться на родную сторонушку. Тонкая ниточка жалости человеческой спасёт Настю из крымской неволи, но это будет значительно позже, а пока пленники приближались к Крыму. Как только горы Крымские показались, отряд пленников разделился: одни отправились в Кафу, « неволю христианскую», где был самый большой рынок рабов, он будет разрушен позже последователем Серко - кошевым атаманом Сагайдачным.

    Второй отряд проходил рядом с горным платом Чуфут-Кале, на нем стояли стражники, которые часто перекликались с надсмотрщиками рабов: « Есть ли на Украине- Руси люди?», - спрашивали одни. «Для развода остались»,- отвечали другие. Рабов ждал Бахчисарай - столица Крымского ханства. Пройдя через многоликий и шумный рынок невольников, где золотом платили за унижение женщины, слёзы ребёнка и гнев казака герои повести « Крымская неволя» попадают в дом турецкого паши. Москаль, очень хитрый, быстрый и сметливый, становится садовником у паши, а для Насти и ее «чернобровой товарки» навеки закрываются двери гарема.

    Прошло десять долгих лет, время в неволе тянется невыносимо долго. « Чернобровая товарка» - давно жена паши, у нее дети, она ревностно охраняет своё главенство в гареме. Глянула старшая жена паши на Настю – подросла и расцвела девушка, скоро будет у паши новая жена. Гарем шепчется: недолго старой хозяйке править. Но Насте от этих речей не сладко, опостылела ей « золотая гаремная клетка», да и старый паша не интересен сердцу девичьему. Однажды судьба смилостивилась над бедной девушкой. Москаль с самого первого дня смог втереться в доверие к паше и это позволяло ему хоть изредка, да и то через гаремную решётку, увидеться и перемолвиться с девушкой. Во время одного из таких разговоров он сообщил ей, что паша турецкий купил казака молодого: высокого да черноокого, весёлого и доброго.

    Однажды один из дней, стоя на балконе гарема, увитого розами, увидела Настя казака, понравился ей парень, забилось сердце девичье. Юная пленница от смущения уронила ленту с косы. Парень работал в саду, вдруг он заметил, что с балкона упала ленточка, подхватил он ту ленту, глянул на балкон и увидел мелькнувший девичий лик. Эта ленточка как малёнькая «ниточка» связала молодые сердца в крымской неволе. А вечером услышал казак от москаля историю про юную деву, замкнутую в гареме, и упросил он своего друга по несчастью увидеть эту прекрасную пленницу. Москаль, улучив момент, познакомил юных пленников.

    Полюбили молодые друг друга. Поспособствовал хитрый москаль их редким встречам, сговорился со старшей женой паши, устроили они побег юным влюблённым. Удалось юному казаку да красавице дивчине добраться до родных мест. И море, и степь хранили их от преследователей. Привел казак невесту в родное село, поклонились они матери, а в ответ услышали ее плач - узнала мать в девушке похищенного татарином ребёнка, а в юноше - давно оплаканного и пропавшего в битвах сына. Ничего не сказала мать, сокрыла от всех свою беду. Взяла на душу грех, клеймивший через родную кровь на диком поле ее детей. Автор оставляет лишь простор для воображения читателя… что будет дальше.

    ckifanca
    Другие статьи этого автора
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

    Комментарии
    osa

    Тоже историческая справка из Википедии: "...В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Некоторые же группы украинских переселенцев нередко использовали в это время традиционно считавшееся оскорбительным слово «хохол» в качестве этнонима — самоназвания, указывающего на отличие от великороссов. В частности, этнографами зафиксировано несколько легенд на Слобожанщине, в Харьковской губернии, Купянском районе, о сотворении «хохлов» и «москалей» апостолами Петром и Павлом. По переписи населения Российской Федерации в 2010 году 2048 человек указали себя как хохлы".


    ckifanca

    Историческая справка. "Москаль" или "московит"-это не обидное прозвище, а историческое название жителей Московского царства Допетровской эпохи. Донские и запорожские казаки общались между собой по рекам Дону и Днепру и ходили вместе в походы на басурман.


Станьте нашим автором!
Демотиваторы на сегодня
  • Колонка редактора
    Последние комментарии
     
    Дежурный редактор: Добрый день, Ero Max.
    Цитата:
    Ero Max 19.02.2018 - 21:10
    Добрый день. Внес необходимые корректировки в...
    ummu: У меня подруга несколько лет в Америке жила. Рассказывала, что первое, что бросается в глаза - очень...
    Ero Max: Добрый день. Внес необходимые корректировки в статью -
    "Зависимость".
    Валерчик: Это точно в ОАЭ в рамадан спиртное нигде не купишь, даже в барах.
    SSV: Прикольно описано - с хорошей интригой
    Joker: Про хомяков правда. Держала я у себя пару хомяков, пару раз потомство было. Родила первый раз хомячи...
    ummu: Действительно, женщина за сорок в мини-юбке выглядит мягко говоря нелепо.
     


    Опрос

    Верите ли Вы в науку?

    Да. (70)
    Нет. (4)
    Всех ученых на кол (за андронный колайдер и атомну (5)
    Это двигатель прогресса и топливо цивилизации. (16)
    Она нас доведет до ручки. (12)
    Наука - это наше все. (5)
    Наука? да бросьте... во всем воля божья... (8)


    Голосовать

    Введите Ваш email адрес:

    Женская судьба в свете истории


    sulba_lyudskaya_-_ruinajpg.jpg (118.05 Kb)

    Женская судьба в свете истории 6: Совсем другая история. Холодный ветер с Востока: Глава 3. Судьбы людские- руина

    Во многих произведениях историков, работающих с архивами, можно встретить рассказы об одной из самых кровавых и страшных эпох на украинских землях - « руине». Это время началось после смерти Богдана Хмельницкого. Булава выпала из слабых рук его сына Юрия и начала переходить из рук в руки. С тех самых времён на наших землях сохранилась пословица: «Там, где два украинца – там три гетмана». Украина разделилась на Правобережную и Левобережную. У каждой части из расколотого государства был свой гетман, помимо этого Речь Посполитая, в состав которой входили тогда украинские земли, тоже ставила своего гетмана - польного. Гетманом Правобережной Украины был Дорошенко, в прошлом союзник Богдана Хмельницкого, позже склонившийся на сторону Турции. Разобраться простому человеку в этих хитросплетениях было очень трудно. Характер эпохи формируют исторические личности, которые находятся у власти.

    Дорошенко не зря просил помощи турецкого султана, в одиночку он не смог бы справится с очень харизматичным и преданным родной земле гетманом Левобережной Украины – Серко. Об этом человеке ходят легенды, начиная с самого его рождения. Родился Иван Серко с очень удивительными способностями, всегда замкнутый мальчик, по преданию, мог так глянуть на соседа, что у того мороз по коже проходил. Говорят, одним взглядом Серко разбивал глиняный кувшин. Предания утверждают, что он повстречался, будучи подростком, в лесу с самим чёртом. А тот предложил Ивану душу продать в обмен на гетманскую булаву. Историческое прозвище Серка - Урус Шайтан. Еще 12 летним мальчиком он проплывает удачно на Хортицу, чудом избегая опасных днепровских порогов, и становится казаком. Ни одно из своих сражений Серко не проиграл, несколько раз громил турков на суше и на море. Очень гневался турецкий султан на Серка и однажды, когда тот был в походе, наслал султан на родное селение Серка своих ордынцев.

    Порушили, пожгли они село и убили жену Серка с малыми детьми. Вернулся гетман с похода и, увидев смерть близких, подумал: некому в наследство Землю Родную передать, да и силы уже не те - старость на пороге. Загрустил гетман, приказал своим джурам труну ему справить, лёг в нее да от тоски сердечной и помер. Но завещал он, как отойдёт в мир предков, отрубить ему правую руку и носить как талисман казакам в походе. Говорят, что правая рука гетмана Серко была с русскими войсками под Бородино, но может это лишь красивая легенда, сочинённая в память о славном гетмане.

    Не такой славный и доблестный был Дорошенко - гетман Правобережья. Он был хитрой лисой и интриганом. Выторговывал Дорошенко себе гетманство и пожизненную передачу булавы потомкам у турецкого султана. Весной 1672 года, как рассказывают хроники, огромное войско турецкого султана Мехмеда IV пришло на земли Приднепровья. Пылала вся Правобережная Украина, люди бежали на Левобережье, спасаясь от татар и алчности гетмана Дорошенко. Весна была дождливая, дороги стали непролазны, приказал Дорошенко гробы православные выкапывать, да и стелить ими дорогу Мехмеду IV вплоть до Киева.

    Однажды Дорошенко с джурами проезжал около одного селения. И увидел он картину: татарин на лихом коне увозил маленькую девочку, за конём бежала несчастная мать. Увидав гетмана, она бросилась под копыта коня гетмана и просила спасти дитя от басурмана. Но Дорошенко, подбоченись, красовался на коне. Ему было не до слёз матери, он сказал «Татары помогать нам пришли против врагов внутренних, чтобы распри не было. А любая помощь должна быть оплачена. Вот и платим душами христианскими за будущую волю казачью». Ускакал тот татарин с ребёнком, и только травы да небо слышали рыдание матери и крик ребёнка. Именно так начинается одна из повестей известного историка – романиста Мордовцева «Крымская неволя». Далее во всех ярких красках описывает писатель «сладость» Муравского шляха - рабского пути в неволю, где человека связывали, как скотину, отбирали у него имя и честь. На этом пути Настя, девочка, украденная татарином, встречает « чернобровую дивчину», будущую жену паши. Посылает ей судьба и москаля - и от неволи египетской, и от сабли басурманской не раз убегавшего и обещавшего помочь ей вернуться на родную сторонушку. Тонкая ниточка жалости человеческой спасёт Настю из крымской неволи, но это будет значительно позже, а пока пленники приближались к Крыму. Как только горы Крымские показались, отряд пленников разделился: одни отправились в Кафу, « неволю христианскую», где был самый большой рынок рабов, он будет разрушен позже последователем Серко - кошевым атаманом Сагайдачным.

    Второй отряд проходил рядом с горным платом Чуфут-Кале, на нем стояли стражники, которые часто перекликались с надсмотрщиками рабов: « Есть ли на Украине- Руси люди?», - спрашивали одни. «Для развода остались»,- отвечали другие. Рабов ждал Бахчисарай - столица Крымского ханства. Пройдя через многоликий и шумный рынок невольников, где золотом платили за унижение женщины, слёзы ребёнка и гнев казака герои повести « Крымская неволя» попадают в дом турецкого паши. Москаль, очень хитрый, быстрый и сметливый, становится садовником у паши, а для Насти и ее «чернобровой товарки» навеки закрываются двери гарема.

    Прошло десять долгих лет, время в неволе тянется невыносимо долго. « Чернобровая товарка» - давно жена паши, у нее дети, она ревностно охраняет своё главенство в гареме. Глянула старшая жена паши на Настю – подросла и расцвела девушка, скоро будет у паши новая жена. Гарем шепчется: недолго старой хозяйке править. Но Насте от этих речей не сладко, опостылела ей « золотая гаремная клетка», да и старый паша не интересен сердцу девичьему. Однажды судьба смилостивилась над бедной девушкой. Москаль с самого первого дня смог втереться в доверие к паше и это позволяло ему хоть изредка, да и то через гаремную решётку, увидеться и перемолвиться с девушкой. Во время одного из таких разговоров он сообщил ей, что паша турецкий купил казака молодого: высокого да черноокого, весёлого и доброго.

    Однажды один из дней, стоя на балконе гарема, увитого розами, увидела Настя казака, понравился ей парень, забилось сердце девичье. Юная пленница от смущения уронила ленту с косы. Парень работал в саду, вдруг он заметил, что с балкона упала ленточка, подхватил он ту ленту, глянул на балкон и увидел мелькнувший девичий лик. Эта ленточка как малёнькая «ниточка» связала молодые сердца в крымской неволе. А вечером услышал казак от москаля историю про юную деву, замкнутую в гареме, и упросил он своего друга по несчастью увидеть эту прекрасную пленницу. Москаль, улучив момент, познакомил юных пленников.

    Полюбили молодые друг друга. Поспособствовал хитрый москаль их редким встречам, сговорился со старшей женой паши, устроили они побег юным влюблённым. Удалось юному казаку да красавице дивчине добраться до родных мест. И море, и степь хранили их от преследователей. Привел казак невесту в родное село, поклонились они матери, а в ответ услышали ее плач - узнала мать в девушке похищенного татарином ребёнка, а в юноше - давно оплаканного и пропавшего в битвах сына. Ничего не сказала мать, сокрыла от всех свою беду. Взяла на душу грех, клеймивший через родную кровь на диком поле ее детей. Автор оставляет лишь простор для воображения читателя… что будет дальше.

    ckifanca
    Культура и искусство, просмотров 771
    Другие статьи этого автора
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

    Комментарии
    osa

    Тоже историческая справка из Википедии: "...В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Некоторые же группы украинских переселенцев нередко использовали в это время традиционно считавшееся оскорбительным слово «хохол» в качестве этнонима — самоназвания, указывающего на отличие от великороссов. В частности, этнографами зафиксировано несколько легенд на Слобожанщине, в Харьковской губернии, Купянском районе, о сотворении «хохлов» и «москалей» апостолами Петром и Павлом. По переписи населения Российской Федерации в 2010 году 2048 человек указали себя как хохлы".


    ckifanca

    Историческая справка. "Москаль" или "московит"-это не обидное прозвище, а историческое название жителей Московского царства Допетровской эпохи. Донские и запорожские казаки общались между собой по рекам Дону и Днепру и ходили вместе в походы на басурман.