Загрузка. Пожалуйста, подождите...

    Откуда пошел обычай прятать обнаженную натуру в искусстве под фиговым листком?


    800px-masaccio-theexpulsionofadamandevefromeden-restoration.jpg (116.63 Kb)

    "Изгнание из Рая", фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи (до и после реставрации по указу папы Римского)


    На многих средневековых произведениях искусства, изображающих обнаженную натуру, мы можем видеть фиговый листочек, стыдливо прикрывающий интимные части человеческого тела. Откуда произошел этот обычай? Зачем величайшим художникам и скульпторам, воспевающим в своем творчестве красоту и гармонию, присущую обнаженному мужскому или женскому телу, понадобился фиговый лист?
    Обнаружить то, что могло бы называться самым первым фиговым листом в искусстве, к сожалению невозможно. Он довольно часто встречается в творениях средневековых живописцев, скульпторов, миниатюристов. Самые ранние изображения фигового листа фигурируют в творениях по библейским сюжетам, связанным с грехопадением и изгнанием наших прародителей из рая. Массовое насаждение его в европейском искусстве произошло в середине шестнадцатого века (1557 год). В тот год Папой Римским Павлом IV был издан указ (булла) об обязательном применении фигового листа к изображению обнаженного человеческого тела.
    Причиной подобного решения стало столкновение католичества с недавно возникшим, но очень сильным конкурентом, называемым Реформацией. В этот период католическая церковь взялась рьяно доказывать всему миру свое благочестие. Кампания по снабжению всех оказавшихся под рукой древнегреческих и древнеримских статуй, фресок, относящихся к периоду Ренессанса, затянулась надолго. На протяжении не одного столетия Гераклы и Адамы обретали фиговый листок, прикрывающий их мужество.
    В семнадцатом столетии курс взятый предшественником продолжил Папа Римский, которого звали Иннокентием Х . Он не гнушался лично руководить приведением обнаженной мужской красоты к благочестивому виду. При нем к статуям не просто приделывали фиговый листочек, по его указке статую сначала напрочь лишали мужского достоинства при помощи молотка и зубила, а только потом на освободившееся место крепился листочек. В результате этих варварских действий, которые историки назвали «кастрацией», было испорчено не одно бессмертное и гениальное произведение искусства
    Одним из самых больших фиговых листочков и самых знаменитых, является тот, что прилепили к копии «Давида», которого сотворил Микеланджело. Лицезреть статую во всей красе можно посетив лондонский музей Виктории и Альберта. Это произведение искусства было даром для королевы Виктории, который последняя получила в середине девятнадцатого века (1857 г.) . Она сразу же переподарила его музею. Поговаривали, что государыня таким образом избавилась от вгонявшего ее в краску шедевра, смутившись вида огромных размеров мужского достоинства, которым автор снабдил своего Давида. Учитывая, что высота этого обнаженного красавца составляла около шести метров, то и детородный орган, надо полагать, имел устрашающий размер. Для Виктории это был неожиданный и нежеланный дар. Это был в некотором роде утешительный приз для англичан, в частности для лондонской национальной галереи, которая всеми правдами и неправдами пыталась заполучить картину Гирландайо. Однако герцогом Тосканы было наложено вето на решение вывезти эту картину за пределы Италии. Англичане в этом вопросе потерпели фиаско.
    Как бы там не было, Давид перекочевал в музей, где продолжал вгонять в краску знатных англичанок. Поговаривали, что особо впечатлительные особы даже лишались сознания от одного вида его внушительной обнаженной красоты. Чтобы прекратить эпатировать публику, было принято решение прикрыть «срам» и фирма D. Brucciani & Co. получила заказ сваять для Давида подходящих размеров фиговый лист. Как только в музее планировалось принять какого-нибудь важного гостя, к статуе цепляли полуметровый «листочек» для соблюдения приличия. Крепился он благодаря двум стальным крючкам. Происходило это до середины двадцатого столетия, после статую показывали посетителям музея в том виде, который изначально придал ей автор. Фиговый листочек демонстрируется как отдельный экспонат, находясь позади Давида.
    Гипсовую копию английского Давида можно видеть в Москве. Статуя экспонируется без каких-либо ухищрений вроде фигового листа. Полюбоваться ей можно посетив ГМИИ им. А.С. Пушкина.
    Если задаться вопросом, почему для прикрытия наготы был избран именно фиговый листок, а не что-то другое, то ответ можно отыскать в Библии. Именно там встречается упоминание о том, как наши нагие прародители, отведав запретный плод, сотворили из листьев смоковницы (по- нашему фиги, инжира) себе некое подобие одежды – «опоясание».
    У листьев этого дерева очень красивая резная форма, но хорошенько прикрыть таким листочком тот же мужской детородный орган невозможно. Почему же Адам и Ева не использовали для этих целей листья других деревьев? Существует интересная версия, что фиговый лист был дан нашим прародителям в наказание за совершенный ими грех. Дело в том, что содержащийся в листьях инжира фицин вызывает сильное раздражение кожи, жжение и зуд.
    Произведения искусства, изображающие обнаженную натуру, щедро снабжались фиговыми листочками вплоть до середины двадцатого столетия. Однако с изменением отношения общества к наготе, отпала необходимость их дальнейшего применения. Во многих музеях принялись реставрировать произведения искусства, возвращая им первозданную задуманную автором красоту.

    Ksenia MD
    Итоговый балл статьи за месяц 522
    Место статьи в рейтинге за октябрь
    О системе подсчета баллов читательских симпатий


    Другие статьи этого автора
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

Станьте нашим автором! О системе баллов читательских симпатий
Демотиваторы на сегодня
  • Колонка редактора
    Последние комментарии
     
    shamen: К сведению авторов. В феврале текущего года у играющего в молчанку журнала «Красиво сказано» заканчи...
    Игорь Маслов: Понятно, какое отношение на этом сайте к авторам со стороны редакции - полное неуважение, хотя без а...
    big: Antol предложил осенью минувшего года для обсуждения свою систему для оплаты материалов. Она имеет, ...
    runli: Можно по всякому делать, но если автору гонорар отдавать с первой статьи он будет писать и развивать...
    Игорь Тарновский: А я не понимаю в чем проблема, ведь можно вручную возобновить рейтинговую таблицу, рейтинговые баллы...
    Наталия Матейчик: Всем добрый вечер!
    Antol, копирую сюда ответ дежурного редактора на вопрос Игоря Тарновского о том, ...
     


    Опрос

    Часто ли Вы посещаете ночные заведения?

    1. Каждые выходные. (2)
    2. 1-2 раза в месяц. (0)
    3. Очень редко (32)
    4. Никогда. (63)


    Голосовать

    Введите Ваш email адрес:

    Откуда пошел обычай прятать обнаженную натуру в искусстве под фиговым листком?


    800px-masaccio-theexpulsionofadamandevefromeden-restoration.jpg (116.63 Kb)

    "Изгнание из Рая", фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи (до и после реставрации по указу папы Римского)


    На многих средневековых произведениях искусства, изображающих обнаженную натуру, мы можем видеть фиговый листочек, стыдливо прикрывающий интимные части человеческого тела. Откуда произошел этот обычай? Зачем величайшим художникам и скульпторам, воспевающим в своем творчестве красоту и гармонию, присущую обнаженному мужскому или женскому телу, понадобился фиговый лист?
    Обнаружить то, что могло бы называться самым первым фиговым листом в искусстве, к сожалению невозможно. Он довольно часто встречается в творениях средневековых живописцев, скульпторов, миниатюристов. Самые ранние изображения фигового листа фигурируют в творениях по библейским сюжетам, связанным с грехопадением и изгнанием наших прародителей из рая. Массовое насаждение его в европейском искусстве произошло в середине шестнадцатого века (1557 год). В тот год Папой Римским Павлом IV был издан указ (булла) об обязательном применении фигового листа к изображению обнаженного человеческого тела.
    Причиной подобного решения стало столкновение католичества с недавно возникшим, но очень сильным конкурентом, называемым Реформацией. В этот период католическая церковь взялась рьяно доказывать всему миру свое благочестие. Кампания по снабжению всех оказавшихся под рукой древнегреческих и древнеримских статуй, фресок, относящихся к периоду Ренессанса, затянулась надолго. На протяжении не одного столетия Гераклы и Адамы обретали фиговый листок, прикрывающий их мужество.
    В семнадцатом столетии курс взятый предшественником продолжил Папа Римский, которого звали Иннокентием Х . Он не гнушался лично руководить приведением обнаженной мужской красоты к благочестивому виду. При нем к статуям не просто приделывали фиговый листочек, по его указке статую сначала напрочь лишали мужского достоинства при помощи молотка и зубила, а только потом на освободившееся место крепился листочек. В результате этих варварских действий, которые историки назвали «кастрацией», было испорчено не одно бессмертное и гениальное произведение искусства
    Одним из самых больших фиговых листочков и самых знаменитых, является тот, что прилепили к копии «Давида», которого сотворил Микеланджело. Лицезреть статую во всей красе можно посетив лондонский музей Виктории и Альберта. Это произведение искусства было даром для королевы Виктории, который последняя получила в середине девятнадцатого века (1857 г.) . Она сразу же переподарила его музею. Поговаривали, что государыня таким образом избавилась от вгонявшего ее в краску шедевра, смутившись вида огромных размеров мужского достоинства, которым автор снабдил своего Давида. Учитывая, что высота этого обнаженного красавца составляла около шести метров, то и детородный орган, надо полагать, имел устрашающий размер. Для Виктории это был неожиданный и нежеланный дар. Это был в некотором роде утешительный приз для англичан, в частности для лондонской национальной галереи, которая всеми правдами и неправдами пыталась заполучить картину Гирландайо. Однако герцогом Тосканы было наложено вето на решение вывезти эту картину за пределы Италии. Англичане в этом вопросе потерпели фиаско.
    Как бы там не было, Давид перекочевал в музей, где продолжал вгонять в краску знатных англичанок. Поговаривали, что особо впечатлительные особы даже лишались сознания от одного вида его внушительной обнаженной красоты. Чтобы прекратить эпатировать публику, было принято решение прикрыть «срам» и фирма D. Brucciani & Co. получила заказ сваять для Давида подходящих размеров фиговый лист. Как только в музее планировалось принять какого-нибудь важного гостя, к статуе цепляли полуметровый «листочек» для соблюдения приличия. Крепился он благодаря двум стальным крючкам. Происходило это до середины двадцатого столетия, после статую показывали посетителям музея в том виде, который изначально придал ей автор. Фиговый листочек демонстрируется как отдельный экспонат, находясь позади Давида.
    Гипсовую копию английского Давида можно видеть в Москве. Статуя экспонируется без каких-либо ухищрений вроде фигового листа. Полюбоваться ей можно посетив ГМИИ им. А.С. Пушкина.
    Если задаться вопросом, почему для прикрытия наготы был избран именно фиговый листок, а не что-то другое, то ответ можно отыскать в Библии. Именно там встречается упоминание о том, как наши нагие прародители, отведав запретный плод, сотворили из листьев смоковницы (по- нашему фиги, инжира) себе некое подобие одежды – «опоясание».
    У листьев этого дерева очень красивая резная форма, но хорошенько прикрыть таким листочком тот же мужской детородный орган невозможно. Почему же Адам и Ева не использовали для этих целей листья других деревьев? Существует интересная версия, что фиговый лист был дан нашим прародителям в наказание за совершенный ими грех. Дело в том, что содержащийся в листьях инжира фицин вызывает сильное раздражение кожи, жжение и зуд.
    Произведения искусства, изображающие обнаженную натуру, щедро снабжались фиговыми листочками вплоть до середины двадцатого столетия. Однако с изменением отношения общества к наготе, отпала необходимость их дальнейшего применения. Во многих музеях принялись реставрировать произведения искусства, возвращая им первозданную задуманную автором красоту.

    Ksenia MD
    Культура и искусство, просмотров 673
    Итоговый балл статьи за месяц 522
    Место статьи в рейтинге за октябрь
    О системе подсчета баллов читательских симпатий


    Другие статьи этого автора
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal