Загрузка. Пожалуйста, подождите...

    Красная горка


    260px-gorelki_01.jpg (31.23 Kb)


    Следующая за Пасхой неделя носит название Фоминой, а воскресенье этой недели называется Красной горкой.

    Ученые считают, что название Красная горка олицетворяет собой прекрасную юную весну, согревающую все живое лучами красна-солнышка, веселую, напоенную ароматами. Название этого дня так же указывает на обряд встречи восхода солнца на высоких местах.

    У славян издавна красный, помимо определенного цвета, имел и другие значения. Говорили «красный» о чем-то красивом, цветущем, веселом, отрадном. В фольклоре красный означает красивый, хороший, пригожий. Например: красна девица, лето красное.

    Но вернемся к празднику. Красная горка - весенний период, который как нельзя лучше подходит для свадеб (начинается в Фомин понедельник и длится до Юрьева дня). Это было время половодья, когда сельскохозяйственные работы еще не начались, к ним лишь только приступали.

    «Молодцы-удальцы! …Ярило на поле зовет – красну горку справлять, песни играть, хороводы водить, просо сеять, плетень заплетать…Девицы-красавицы!... Ярило зовет – бегите невеститься…» (цитата: «В лесах», П.И. Мельников-Печерский).

    Как только пряталось за горизонт солнышко и на небе появлялись звездочки, молодежь гурьбой высыпала на широкое пространство, песни петь, в игры играть. Одна из игр-песен называлась «Заплетать плетень». Играя, девушки и парни становились по парам и, взявшись за руки в виде плетня, вытягивались в ряд. Начиналась песня словами: «Заплетися плетень…», а когда хор умолкал, пара, стоявшая первой поднимала вверх руки и под аркой, образовавшейся из соединенных рук проходили все участники действа.

    Считалось, что с этого времени начинает ходить среди людей языческий бог Ярило, пробуждающий жизненные силы во всем живом, вот оттого и не сидится дома молодым, зовет их улица, луга, поля.

    Так же молодежь играла в горелки, собираясь возле высоких мест: холмов, пригорков. Красна-девица убегает от парня, которого называли «горю-горю-пень», спускаясь с горки в долину, а он старался ее поймать на этом пути. Если поймает – для этой пары игра заканчивалась и начиналась для другой.

    « - В горелки! – кричат голоса.
    Начинается известная игра, старая, древняя как мир славянский. Красны девицы со своими серенькими гуськами становятся парами, один из молодцов, по жребию, всех впереди.
    - Горю, горю, пень! – кричит он.
    - Что ты горишь? – спрашивает девушка из задней пары.
    - Красной девицы хочу, - отвечает тот.
    - Какой?
    - Тебя, молодой.
    Пара бежит, а молодец ловит подругу». (цитата: «В лесах», П.И. Мельников-Печерский).

    Эта игра, представляющая собой древний обычай, упоминалась еще Нестором-летописецем:

    «Схожахусь на игрища, на плясанья, и ту умыкиваху жены собе, с нею же кто съвещашеся».

    Начинаясь в период Красной горки, игры продолжались до самой летней страды. На игры являлись все без исключения девушки и парни. Это время считалось самым удобным для выбора своей второй половинки. Плохая примета, считал народ, когда девица на выданье или юноша не пойдет гулять на Красную горку, ведь так можно остаться без пары.

    В песнях Красной горки часто повторяется слово Лада или Ладо. По мнению И.М. Снегирева, согласно представлениям древних, оно олицетворяло растворенную в природе любовь. А в мифологии, Лада – богиня красоты и любви, покровительница свадеб. Ведь и сегодня лад значит «супружеское согласие», а ладится – в некоторых диалектах означает «жениться».

    На Красную горку еще в девятнадцатом веке было принято проводить обряд «опахивание села», в котором принимали участие только женщины и девушки. Для этого в глухую ночь все женское население деревни шло за околицу. Сняв платки и распустив волосы, женщины впрягались в соху и тянули ее вокруг деревни, проводя вспаханную борозду. Очерчивание круга проводилось с магической целью: чтобы все несчастья остались за его чертой. После того, как борозда была проведены, к женщинам присоединялись парни и начинались гуляния, которые длились до третьих петухов (приблизительно три часа утра). Гулять после этого часа считалось грехом.

    Ksenia MD
    Другие статьи этого автора
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal

Станьте нашим автором!
Демотиваторы на сегодня
  • Колонка редактора
    Последние комментарии
     
    Дежурный редактор: Добрый день, Ero Max.
    Цитата:
    Ero Max 19.02.2018 - 21:10
    Добрый день. Внес необходимые корректировки в...
    ummu: У меня подруга несколько лет в Америке жила. Рассказывала, что первое, что бросается в глаза - очень...
    Ero Max: Добрый день. Внес необходимые корректировки в статью -
    "Зависимость".
    Валерчик: Это точно в ОАЭ в рамадан спиртное нигде не купишь, даже в барах.
    SSV: Прикольно описано - с хорошей интригой
    Joker: Про хомяков правда. Держала я у себя пару хомяков, пару раз потомство было. Родила первый раз хомячи...
    ummu: Действительно, женщина за сорок в мини-юбке выглядит мягко говоря нелепо.
     


    Опрос

    Как Вы относитесь к однополым бракам?

    Положительно. (4)
    Нейтрально. (11)
    Негативно. (21)


    Голосовать

    Введите Ваш email адрес:

    Красная горка


    260px-gorelki_01.jpg (31.23 Kb)


    Следующая за Пасхой неделя носит название Фоминой, а воскресенье этой недели называется Красной горкой.

    Ученые считают, что название Красная горка олицетворяет собой прекрасную юную весну, согревающую все живое лучами красна-солнышка, веселую, напоенную ароматами. Название этого дня так же указывает на обряд встречи восхода солнца на высоких местах.

    У славян издавна красный, помимо определенного цвета, имел и другие значения. Говорили «красный» о чем-то красивом, цветущем, веселом, отрадном. В фольклоре красный означает красивый, хороший, пригожий. Например: красна девица, лето красное.

    Но вернемся к празднику. Красная горка - весенний период, который как нельзя лучше подходит для свадеб (начинается в Фомин понедельник и длится до Юрьева дня). Это было время половодья, когда сельскохозяйственные работы еще не начались, к ним лишь только приступали.

    «Молодцы-удальцы! …Ярило на поле зовет – красну горку справлять, песни играть, хороводы водить, просо сеять, плетень заплетать…Девицы-красавицы!... Ярило зовет – бегите невеститься…» (цитата: «В лесах», П.И. Мельников-Печерский).

    Как только пряталось за горизонт солнышко и на небе появлялись звездочки, молодежь гурьбой высыпала на широкое пространство, песни петь, в игры играть. Одна из игр-песен называлась «Заплетать плетень». Играя, девушки и парни становились по парам и, взявшись за руки в виде плетня, вытягивались в ряд. Начиналась песня словами: «Заплетися плетень…», а когда хор умолкал, пара, стоявшая первой поднимала вверх руки и под аркой, образовавшейся из соединенных рук проходили все участники действа.

    Считалось, что с этого времени начинает ходить среди людей языческий бог Ярило, пробуждающий жизненные силы во всем живом, вот оттого и не сидится дома молодым, зовет их улица, луга, поля.

    Так же молодежь играла в горелки, собираясь возле высоких мест: холмов, пригорков. Красна-девица убегает от парня, которого называли «горю-горю-пень», спускаясь с горки в долину, а он старался ее поймать на этом пути. Если поймает – для этой пары игра заканчивалась и начиналась для другой.

    « - В горелки! – кричат голоса.
    Начинается известная игра, старая, древняя как мир славянский. Красны девицы со своими серенькими гуськами становятся парами, один из молодцов, по жребию, всех впереди.
    - Горю, горю, пень! – кричит он.
    - Что ты горишь? – спрашивает девушка из задней пары.
    - Красной девицы хочу, - отвечает тот.
    - Какой?
    - Тебя, молодой.
    Пара бежит, а молодец ловит подругу». (цитата: «В лесах», П.И. Мельников-Печерский).

    Эта игра, представляющая собой древний обычай, упоминалась еще Нестором-летописецем:

    «Схожахусь на игрища, на плясанья, и ту умыкиваху жены собе, с нею же кто съвещашеся».

    Начинаясь в период Красной горки, игры продолжались до самой летней страды. На игры являлись все без исключения девушки и парни. Это время считалось самым удобным для выбора своей второй половинки. Плохая примета, считал народ, когда девица на выданье или юноша не пойдет гулять на Красную горку, ведь так можно остаться без пары.

    В песнях Красной горки часто повторяется слово Лада или Ладо. По мнению И.М. Снегирева, согласно представлениям древних, оно олицетворяло растворенную в природе любовь. А в мифологии, Лада – богиня красоты и любви, покровительница свадеб. Ведь и сегодня лад значит «супружеское согласие», а ладится – в некоторых диалектах означает «жениться».

    На Красную горку еще в девятнадцатом веке было принято проводить обряд «опахивание села», в котором принимали участие только женщины и девушки. Для этого в глухую ночь все женское население деревни шло за околицу. Сняв платки и распустив волосы, женщины впрягались в соху и тянули ее вокруг деревни, проводя вспаханную борозду. Очерчивание круга проводилось с магической целью: чтобы все несчастья остались за его чертой. После того, как борозда была проведены, к женщинам присоединялись парни и начинались гуляния, которые длились до третьих петухов (приблизительно три часа утра). Гулять после этого часа считалось грехом.

    Ksenia MD
    Культура и искусство, просмотров 669
    Другие статьи этого автора
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Или войти используя: Вконтакте Facebook Twitter Odnoklassniki Yandex Mail.ru Rambler Google Livejournal